Лосев А. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика

Доструктурные категории очищение в эстетическом смысле 1. По поводу этой эстетической категории Аристотеля"катарсис" существует особенно обширная литература. Уже подсчитано, что к году было высказано по этому поводу различных толкований. А после года эти толкования неизменно расширялись и количественно увеличивались. Это несомненно объясняется тем, что исследователи и любители античной литературы никак не могли примириться с той мыслью, что у Аристотеля, кроме отдельных и случайных высказываний на эту тему, совершенно нет ничего. Поэтому, при строгом подходе к делу, собственно говоря, и мы должны были бы попросту отказаться от решения этой проблемы. Илс прямо так и говорят, что в современном понимании катарсиса у Аристотеля имеется"неисправимая неопределенность" . Бруниус вообще приводит ряд мнений разных исследователей о полной невозможности для нас уяснить эту проблему и о том, что в этой проблеме не разбирался даже сам Аристотель. Бруниус вообще считает греческий термин"катарсис" непереводимым ни на какие языки, поскольку зародился он на почве весьма специфического мышления и языка. Интересно и то, что не только у самого Аристотеля этот"катарсис" в чисто эстетическом смысле нигде не разъясняется, но что им и вообще вся античная литература в этом смысле совершенно не пользуется.

Аристотель,"Поэтика": краткое содержание

Проблема катарсиса - трагического очищения - вызвала в истории философии , эстетики и литературы многочисленные споры. Характер сложности проблемы трагического катарсиса, по образному выражению Н. Поэтому давать подробный анализ основных вариантов решений, которые наметились в толковании аристотелевского катарсиса, трудно, так как даже простое перечисление трудов о катарсисе Аристотеля займет не один десяток страниц.

В своем исследовании мы отметим особенности некоторых работ по этому вопросу и попытаемся наглядно показать варианты решений данной проблемы см. Целью представленной работы является исследование феномена катарсиса его сущности, функций, значения.

совершающее посредством сострадания и страха очищения (katharsis) подобных страстей». И все. У Аристотеля же катарсис есть пятый момент.

А это бывает чаще всего в том случае, когда что-нибудь происходит неожиданно, и еще более, когда происходит [неожиданно] вследствие взаимодействия событий" . В этом рассуждении Аристотеля, как и во всей этой небольшой 9-й главе, страх и сострадание трактуются в контексте самих событий, которые совершаются в самой трагедии. В приведенном переводе говорится о действии,"вызывающем" страх и сострадание.

Но греческий текст просто говорит о мимезисе"страшного и жалкого", то есть имеется в виду воспроизведение страшных и жалких событий. То же самое — и в другом месте 13, Кроме того, у Аристотеля тут же говорится: Кроме того, при таком узнавании будет возникать и несчастье и счастье" Ясно, что о страхе и сострадании Аристотель говорит в"Поэтике" по преимуществу в отношении структуры самой же трагедии, то есть в отношении комбинации счастливых и несчастных событий. А то, что зритель может изумляться или быть пораженным неожиданностью событий, такая психология вообще необходима для понимания трагедии и относится не только к страху и состраданию, но и вообще ко всем прочим элементам трагедии.

И поэтому специального психологизма для объяснения катарсиса здесь совершенно не требуется. Если об этом"узнавании" Аристотель заговорил среди основных элементов трагедии, то, очевидно, он здесь мыслит какое-то особое"узнавание", не просто узнавание одного человека другим после долгой разлуки.

Аристотель Аристотель гг. В трактате впервые дан исторический обзор мнений о душе предшественников, произведен их критический анализ. Учение Аристотеля о душе Аристотель пересмотрел подход Платона к душе.

1 История понятия; 2 Катарсис у Аристотеля; 3 Толкования нового времени; 4 Влияние на культуру; 5 См. также; 6 Примечания; 7 Литература. Ка та рсис ( др.-греч. — «возвышение, очищение, оздоровление») По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя.

Несмотря на все судьбы перводвижущего Ума, уходящего в то или иное материальное оформление и, следовательно, в той или иной мере забывающего и теряющего себя самого, ум как таковой остается сам по себе вечным и неизменным самовыражением мира, и он пребывает собранным в одну точку и не нуждающимся во временном потоке смысловым тождеством всех логических и алогических судеб себя самого, данных во всей полноте блаженного самодовления.

Космос с его звездами — умными силами — есть вечный покой мировой блаженной чтойности в себе и для себя одной. Неясно, заложены ли они в пассивном разуме наряду с формами природы, или же они — создания души, результат ее активности. Обычное производство дополняет природу. Формы искусства — это подражания мимесис формам бытия как естественным, так и искусственным, это подражание тому, что происходит в реальной жизни.

Несмотря на то, что Аристотель назвал искусство подражанием, он оговорился, что художник волен выбирать предметы, средства и способы подражания. Точно неизвестно, какие виды искусств Аристотель отнес к подражательным. Им упоминаются изобразительные искусства, поэзия и музыка, но анализируется лишь поэзия, или искусство слова.

Поэтика — это наука о поэзии и название одной из работ по эстетике Аристотеля. В сохранившейся части Поэтики рассматривается в основном трагедия. Посредством сострадания и страха трагедия очищает страсти. О сострадании и страхе как главных переживаниях зрителей трагедии Аристотель говорит неоднократно.

Платон и Аристотель о дерзости и страхе

Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей. Происхождение ярко выражено в древнегреческих народных празднествах в честь Диониса, где они сопровождается определённым мимическим действом, выражающим телодвижениями лиро-эпическую канву песни. Это — в одно и то же время и эпос, и лирика, не отделенные от музыки. По данным истории греческой поэзии, драматические произведения появились после эпических и лирических после Гомера и Алкея выступил Эсхил Виды: Почитатели Диониса главным образом, это были женщины совершали единение с этим богом в безлюдных горных местах.

АРИСТОТЕЛЬ, Большая российская энциклопедия - электронная версия. а, наоборот, приводит к благотворному «очищению» от жалости и страха.

Катарсис Катарсис - раздел Философия, Катарсис Введение. Проблема катарсиса - трагического очищения - вызвала в истории философии, эстетики и литературы многочисленные споры. Одна из причин подобных споров своим основанием имеет недостаточно удовлетворительную сохранность Поэтики Аристотеля, а другая - принципиальную противоположность позиций дискутирующих сторон. Характер сложности проблемы трагического катарсиса, по образному выражению Н.

Новадского , может быть сопоставлен в этом отношении с знаменитым гомеровским вопросом. Поэтому давать подробный анализ основных вариантов решений, которые наметились в толковании аристотелевского катарсиса, трудно, так как даже простое перечисление трудов о катарсисе Аристотеля займет не один десяток страниц.

В своем исследовании мы отметим особенности некоторых работ по этому вопросу и попытаемся наглядно показать варианты решений данной проблемы см. Целью представленной работы является исследование феномена катарсиса его сущности, функций, значения. Объект исследования - психическое переживание, предмет - феномен катарсиса у Аристотеля и его развитие в пост-аристотелевской мысли. Наиболее часто используются переводы Гаспарова М. Также мы использовали работы философов, литераторов и психологов. Из трудов античных философов здесь представлены работы Платона, Пифагора, Квинтилиана, Эмпедокла, Гераклита и Ямвлиха.

В пост-арситотелевское время проблемой занимались исследователи Я.

Сущность искусства по Аристотелю.

Практическое использование катарсиса в психологии……… С. Проблема катарсиса — трагического очищения — вызвала в истории философии, эстетики и литературы многочисленные споры. Характер сложности проблемы трагического катарсиса, по образному выражению Н. Поэтому давать подробный анализ основных вариантов решений, которые наметились в толковании аристотелевского катарсиса, трудно, так как даже простое перечисление трудов о катарсисе Аристотеля займет не один десяток страниц.

В своем исследовании мы отметим особенности некоторых работ по этому вопросу и попытаемся наглядно показать варианты решений данной проблемы см. Целью представленной работы является исследование феномена катарсиса его сущности, функций, значения.

Афоризмы про мысль, надежда, страх, человек от АРИСТОТЕЛЬ.

- Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов. Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

В современной психологии в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя. Пифагорйцы и сам Аристотель применяли понятие катарсис также к воздействию на человека музыки.

При этом страх может быть вызван при условии, что трагический герой не слишком сильно отличается от зрителя, ибо страх - это переживание за подобного себе. Сострадание же может быть вызвано лишь к герою, страдавшему незаслуженно, поэтому в трагедии перемена, перелом в судьбе героя должны вести не от несчастья к счастью, а от счастья к несчастью, и причиной этого должна быть не порочность человека, а"большая ошибка".

Только такое действие, думает Аристотель, может вызвать в душах зрителя и страх трепет - путем отождествления себя с трагическим героем, и сострадание. Поэт в трагедии доставляет зрителям удовольствие -"удовольствие от сострадания и страха через подражание им". Это действие трагедии на зрителей характеризуется также как очищение - катарсис.

Катарсис это:

До нас дошла только первая часть этого труда, в которой Аристотель изложил общие эстетические принципы и теорию трагедии. Вторая часть, в которой излагалась теория комедии, не сохранилась. Аристотель не согласен с Платоном и в понимании сущности искусства.

Трагедия есть воспроизведение не только законченного действия, но также вызывающего страх и сострадание, а это бывает чаще всего случае.

Рассказать Рекоммендовать Аристотель гг. Он родился в Македонии, в городе Стагире. С года до н. Аристотель любил читать лекции, прогуливаясь по дорожкам сада со своими учениками. Так, Ликей получил еще одно название - перипатическая школа от слова"перипато", означающего"прогулка". Ее представители занимались, помимо философии, и конкретными науками географией, астрономией, физикой, историей. Аристотель - ученик Платона, но одновременно - его идейный противник и критик.

Почему популярна эзотерика ? Истоки эзотерических учений. Где главное место силы. Виталий Сундаков